гора Кайлас

О Тибете написано немало, таинственности этому месту добавляют и те, кому этой самой таинственности в жизни не хватает, и при любом раскладе они ее сумеют найти где угодно – даже в палке колбасы. Но то, что священная гора Кайлас хранит какие-то пока еще не открытые для нас сведения – это факт, поскольку эта гора высотой до 6714 метров, от которой берут начало четыре главные реки Тибета, Индии и Непала ( Инд, Сатледж, Брахмапутра и Карнали – это видно на карте местности) — до сих пор все еще считается непокоренной.

Untitled-16.jpg

Конечно, одной из трудностей такого восхождения является то, что Кайлас находится в отдаленной и труднодоступной местности Западного Тибета. Но есть еще две причины, которые такому восхождению не способствуют. Первая – мистическая. Суть ее в том, что во всех трактатах сказано, что гора держит на себе только богов. Прочих она сбрасывает. И, якобы, только Миларепа и Бон побывали на ее вершине. На восхождения на Кайлас было наложено табу, и даже, когда, наконец, в 1985 году знаменитый альпинист Райнхольд Месснер получил от китайских властей разрешение на восхождение, он от него в последний момент отказался.

Untitled-17.jpg

Считается, что все, кто совершили попытку покорить Кайлас, либо погибали на пути к ее вершине, либо возвращались, не достигнув своей цели, но уже «тронувшись умом». Говорят, что в советское время на подступах к горе бесследно исчезли две экспедиции НКВД.
Вторая причина – то, что миллионы верующих во всем мире, выражают свой протест покорению Кайласа, этот протест поддерживает ООН. В 2000 году испанская экспедиция приобрела разрешение (недешевое, кстати говоря) на покорение Кайласа у китайских властей. Подняться выше базового лагеря у подножия горы испанцам не удалось — тысячи паломников преградили путь экспедиции.

Ка Ринпоче

вид на Кайлас от озера Манасаровар

Поэтому сведения о Кайласе мы попытаемся разбить на три вида: религиозные, физические и свидетельские.

Религиозные: считается, что на вершине Кайласа находится обитель Шивы (у индуистов) или Чакрасамвары (у буддистов), и там же расположен вход в таинственную страну Шамбалу. Если обойти гору по определенному маршруту (внешняя кора), можно получить отпущение всех грехов, если 13 раз – не попадёшь в Ад в течение пятисот последующих перерождений — и получаешь право обойти Кайлас по другому маршруту (внутренняя кора). Сделав это108 раз, вырвешься из круга перерождений и достигнешь просветления Будды. Маленький, но очень важный нюанс: если ты делаешь все это для удовлетворения собственный амбиций – толку не будет и гора тебе отомстит. Целью коры прежде всего должно быть духовное очищение и перерождение.

озеро с "мертвой" водой

на берегу озера Ракшас-Тал

Физические: это правильная четырёхгранная пирамида, стены-стороны которой ориентированы по сторонам света, а верхушка закруглена в виде яйца. Гора сложена из тринадцати горизонтальных ступенчатых слоёв, что чем-то напоминает мексиканские пирамиды (отсюда истоки несерьезных предположений, что гора эта – рукотворная). Купол горы покрыт шапкой вечного льда. Южная стена Кайласа целиком прорезана сверху вниз ровной прямой трещиной-расщелиной, идущей точно по ее середине. Слоистые террасы образуют на стенах трещины гигантскую каменную лестницу, идущую от основания горы к ее вершине. На закате солнца, эта трещина и тени каменных террас образуют рисунок в виде гигантской свастики. Посмотрите на карту – конечно, условно, но и русла рек, берущих начало у Кайласа, образуют картину, подобную свастике. Точная высота горы не определена, поскольку гора «дышит» (опять условно): ежегодно она меняется вверх-вниз на несколько десятков метров.

Ка Ринпоче

вид на Заподное лицо Кайласа

Свидетельские: Дистанция внешней коры — порядка 60 км на высоте 5000 — 5700 метров – это занимает в среднем примерно 5 дней ходу. Правда, те, кто делают это ползком, могут потратить и три недели, а опытные «ходильщики» могут управиться и за день. Буддисты двигаются в направлении движения часовой стрелки, остальные – им навстречу. Колебания дневных и ночных температур от +40 до -10 градусов. Путешественники описывают все признаки горной болезни: постоянные депрессии, беспокойство, бессонница, периодические приступы ужаса, горлом или носом может пойти кровь, зрительные восприятия (вспышки бело-желтого света, возникающие плавно и так же плавно гаснущие) – хотя делают самостоятельные выводы, что именно у них горной болезни быть не может, т.к. они «уже прошли адаптацию». Поскольку паломники считают высшим счастьем умереть, совершая кору, а у тибетцев нет правила хоронить трупы – зрелище тут не для слабонервных, но те, кто покрепче духом, проникаются мыслью, что жизнь и смерть – это так рядом.

паломники возле озера Манасаровар

первый вид на Кайлас с берега озера Манасаровар

Кайлас — священная гора сразу для 4 религий.

Каждый индуист мечтает хоть раз в жизни увидеть её. В Ведах Кайлас — это излюбленное место пребывания Шивы. Считается, что эта гора на земном плане олицетворяет недоступную Меру. Как древнегреческие боги обитали на Олимпе, так у индуистских божеств есть свой Олимп — мифическая гора Меру, воплощенная на земле горой Кайлас. В Махабхарате Меру описывается как «целующая небеса в их самой вышине, сияющая, как утреннее солнце, как огонь, не затуманенный дымом, неизмеримая, и для людей, несущих грех, недоступная».

Буддисты почитают эту гору как обитель Будды в инкарнации Самвара. Каждый год во время тибетского религиозного праздника Сага Дава у подножия Кайлас со всего мира собираются тысячи паломников и туристов.

Джайны считают, что именно здесь их первый святой достиг освобождения.

Тибетская древняя религия Бон считает Кайлас источником возникновения жизни и средоточием силы. По их преданиям, именно здесь расположена мистическая страна Шангшунг.

И решительно во всех местных традициях кора — то есть обход вокруг горы Кайлас, несет очищения от всех грехов, и полную очистку кармы. То есть, не религиозным языком изъясняясь, предполагается, что ты становишься свободным от бесконечного выполнения неосознанных программ. Считается, что даже однократный обход вокруг Кайлас избавляет от всех жизненных грехов. Если обойти гору 108 раз, это обеспечивает переход в Нирвану в этой жизни. Также благоприятно расцениваются 3 и 13 обходов. А по некоторым источникам, кора, совершенная в полнолуние, засчитывается за две.

Вокруг Кайлас расположено несколько небольших буддистских храмов, которые посещают путешественники во время коры. В них можно увидеть отпечатки рук и ступней буддистских учителей.

Высшая точка коры — перевал Долма Ла (5630м). Этот перевал символизирует рождение в новую жизнь. Считается, что здесь можно начать все с чистого листа. Все ошибки прощены и стёрты.

перевал Зеленой Тары

паломники на самой высокой точке «коры» — перевале Долма-Ла

По буддистским источникам, Долма — имя богини-заступницы, которая родилась из слезы Будды сострадания Аволокитешвары. А индуисты ассоциируют перевал с Шакти Парвати — божественной супругой Шивы. На перевале паломники развешивают ленточки с именами близких людей, молитвенные флаги и молятся о новой счастливой и чистой жизни.

Перед корой рекомендуется загадать желание. Впрочем, свободная счастливая жизнь, которую обещают легенды совершившим кору, наверняка включает в себя исполнение желанного.

Вершина горы Кайлас

Вершина горы Кайлас

В программу входит посещение озера Манасаровар, на высоте 4560м. На санскрите название «Manas sarovara» образовано от слов manas (сознание) и sarovara (озеро). Как правило, вокруг озера Манасаровар также совершается кора.

В буддизме считается, что Манасаровар и есть легендарное озеро Анаватапта, где королева Майя зачала Будду. Оно соединено с меньшим озером Ракшас Тал. Легенда говорит, что это озера Мертвой и Живой воды. Существует поверье, что необходимо сначала окунуться в мертвую воду Ракшас-Тал. При этом растворяется «б/ушное», потрепанное жизнью физическое и духовное тело, оставляя лишь «остов» . Затем необходимо искупаться в Манасароваре, и это даст новую, молодую и абсолютно здоровую плоть и свободный чистый дух. Говорят, что купание в водах Манасаровара доставит путешественнику наслаждение раем Брахмы, а питье этой воды смывает грехи всех прожитых лет (ну, если на тот момент какие-то еще останутся).

озеро Манасаровар

озеро Манасаровар

Впрочем, удовольствие получит приверженец любой религии, а также агностик и равнодушный к обещанному раю атеист. Вода в озерах изумительной синевы — очень глубокий, насыщенный бирюзовый цвет. А купание освежает и придает сил, независимо от вашего мировоззрения.

начало коры вокруг священной горы Кайлас в Тибете

начало коры вокруг священной горы Кайлас в Тибете

Добавить комментарий