Краткое историческое введение.
Ула и Детлев Гёбел.
Ранние Дхарма-короли.
В седьмом веке тибетский король Сонгцен Гампо из долины Ярлунг, что к юго-востоку от Лхасы, основал большое королевство со столицей в Лхасе. Его дворец был построен на холме, где сейчас находится Потала. Под руководством Сонгцена Гампо, которого считали эманацией Ченрези, Буддизм начал распространяться в Тибете. Две королевы, которые прибыли из Непала и Китая — в то время буддийских стран — были другим поддерживающим фактором.
В 755 году, по прошествии более ста лет после кончины Сонгцена Гампо, на трон был возведён король Трисонг Децен, эманация бодхисаттвы Манджушри. Трисонг Децен расширил территорию, в прошлом завоёванную его предшественниками, и утвердил широкое распространение Буддизма вопреки сильному противодействию своих министров, которые являлись в основном последователями шаманистской религии Бён. Трисонг Децен способствовал дальнейшему внедрению Буддизма, пригласив нескольких высочайших буддийских мастеров из Индии — в особенности Падмасамбхаву, Шантаракшиту и Вималамитру. В это время сформировалась Ньингма — старейшая из четырёх главных линий преемственности тибетского Буддизма.
Ралпачан, последний из трёх Дхарма-королей, являлся эманацией Ваджрапани и пришёл к власти в 815 году, но позднее был убит своими министрами. Его брат Лангдхарма следовал шаманистской религии Бён и, когда стал править, практически полностью разрушил монашеский Буддизм в центральном Тибете. В конце концов, его убил монах Лхалунг Палгье Дордже. После смерти Лангдхармы тибетское королевство распалось на множество маленьких королевств, и такое положение дел сохранялось более 400 лет. По крайней мере монашеская форма Буддизма фактически не существовала в центральном Тибете почти 200 лет.
Вторая волна.
В начале 11-го века прежний король Тибета, который передал власть брату и стал монахом, пригласил в Тибет индийского мастера Атишу. Атиша прибыл в 1042 году и оживил в особенности монашеские аспекты Буддизма Махаяны. Однако ему трудно было передать свои широкие познания и опыт в Алмазном пути, поскольку, как однажды сказал Миларепа: «Сердце тибетского народа было одержимо демоном». Кроме того, в середине 11-го века тибетец по имени Марпа посещал Индию с тем, чтобы получить и перевести поучения многих индийских мастеров и принести их обратно в Тибет. Ему удалось принести в Тибет много тантрических передач.
Итак, Буддизм в Тибете был восстановлен особенно благодаря Марпе и Атише. Считается, что Атиша принёс «сосуд», оживив как внешние монашеские формы, так и основу Махаяны, в то время как Марпа обеспечил «содержимое» в виде методов Алмазного Пути и Махамудры.
Главный ученик Атиши Дром Тонпа основал традицию Кадампа, а Марпа принёс в Тибет традицию Кагью. Гампопа, учитель первого Кармапы, позднее объединил эти две передачи в линии Кагью. В то же самое время Кёнчог Гьялпо из влиятельного рода Кхён в южном Тибете основал школу Сакья.
В 11-м и 12-м веках линия Кагью находилась, в частности, под влиянием таких великих мастеров, как Марпа, Миларепа, Гампопа и Кармапа Дюсум Кхьенпа. В период возрождения Буддизма почти не прослеживается связи между Дхармой и борьбой за власть, несмотря даже на то, что это время было отмечено интенсивными политическими распрями. Предыдущие династии пришли в упадок, и, невзирая на множество претендентов, не появлялось ни одного лидера, способного распространить своё правление на всю страну.
Расцвет Сакьяпы.
В 1207 году тибетцы узнали, что монголы, ведомые Чингис-ханом, захватили обширные части Китая и продолжали расширять сферу своего влияния. Состоялось собрание большого числа королей в центральном Тибете для обсуждения ситуации. Монголы послали эмиссаров в Тибет, и тибетские правители подчинились главенству монголов без борьбы. С той поры ежегодные поборы обеспечивали безопасность Тибета от нападений монголов. Но, когда выплаты были приостановлены после смерти Чингис-хана в 1227 году, его внук Годан-хан направил войско, которое сожгло два монастыря и умертвило сотни монахов и практикующих мирян.
Тогда же Годан-хан послал своих полководцев на поиски великого ламы, который смог бы принести учение Будды в Монголию. Для этой цели были рекомендованы настоятели монастырей Дрикунг, Таклунг и Сакья, и Годан-хан выбрал высшего настоятеля школы Сакья, Кюнга Гьялцена, наречённого позже «Сакья Пандита». Приглашение Годан-хана было скорее приказом, нежели дружеской просьбой. Он заявил: «Я не приму в качестве оправдания не явиться твой пожилой возраст или тяготы путешествия». Таким образом, в 1247 году Сакья Пандита прибыл ко двору монгольского императора. Буддийский мастер произвёл сильное впечатление на хана. И поскольку Сакья Пандита как бы «отдал» Тибет в обмен на обещание хана не нападать на страну в будущем, Сакья Пандита был назначен вице-регентом.
Сакья Пандиту сопровождал его племянник Дрогён Чёгьял Пхагпа, ставший духовным учителем Хубилая, правителя пограничных китайско-тибетских территорий. В 1254 году Хубилай назначил Пхагпу королём Тибета.
Правление Пхагмодрупы.
Сакьяпинцы управляли Тибетом примерно 100 лет. К моменту смерти Хубилай-хана в 1295 году власть монголов в Китае и сила сакьяпинцев постепенно уменьшались. Семь жён и многочисленное потомство Даньи Сангпо Пала, который восседал на троне Сакья между 1305 и 1322 годами, привели к первому расколу. В 1354 году над сакьяпинцами взял верх Джангчуб Гьялцен из рода Пхагмодрупа долины Ярлунг. Пхагмодрупа Дордже Гьялпо, один из четырёх главных учеников Гампопы и основатель линии Пхагдру Кагью, также принадлежал тому роду. Династия Пхагмодрупа правила из Недонга и возглавлялась, в основном, ламами, большинство из которых являлись членами школы Пхагдру. Недонг был расположен недалеко от сегодняшнего Цетанга. Там находился также один из первых крупных монастырей Кагью, Денсатил.
Джангчуб Гьялцен управлял, начиная с 1322 года, под эгидой Сакья областью вокруг Недонга. Будучи 20 лет от роду, он завершил своё монашеское образование. Обострился спор с одной из соседних провинций и произошло открытое столкновение, поскольку сакьяпинцы отнеслись к Джангчуб Гьялцену несправедливо, и он отказался подчиняться. Он несколько раз попадал в плен, его пытали, но всякий раз ему удавалось освободиться и продолжать свою борьбу. В 1354 году он правил всем Тибетом за исключением региона Сакья, который он захватил четырьмя годами позже. Также монголы признали Джангчуб Гьялцена правителем Тибета и даровали ему титул «Тай Ситу». Однако он не был одним из Тай Ситу Ринпоче, — он просто получил такой же титул от монголов.
Во время своего правления Джангчуб осуществил много реформ для блага народа и значительно способствовал улучшению жизненных условий как в социальном, так и в практическом отношении, хотя и обладал явно дурным нравом и был упрям. К примеру, он запретил «обычай сакьяпинцев казнить подозреваемых в нарушении закона без проверки — обычай, который они переняли у монголов. Он всю свою жизнь оставался монахом, а период его правления назвали «Старуха, несущая золото». Другими словами, в Тибете было настолько безопасно, что пожилая женщина могла не боясь нести мешок с золотом из одного конца страны в другой.
В 1407 году пятый Кармапа Дешин Шегпа прибыл во дворец императора Юнгло. Император смог непосредственно увидеть корону мудрости Кармапы и позднее велел изготовить физическую копию того, что видел. Кармапа отправился в длительное паломничество, а Юнгло тем временем приготовился атаковать Тибет. По возвращении Кармапы войска императора расположились в боевой готовности у границ Тибета. Император сказал, что он хочет покорить тибетцев, а Кармапу сделать правителем. Ему казалось, что пусть лучше будет одна школа, Карма Кагью, вместо множества различных буддийских школ. Вопреки сопротивлению министров, Кармапе удалось убедить императора изменить своё мнение и отказаться от этих небуддийских намерений. Этот визит также отмечен награждением Ситу Ринпоче, который был в свите Кармапы, титулом «Тай Ситу» — так же, как ранее правителя Пхагмодрупы Джангчуб Гьялцена.
Цонгкхапа и гелугпинцы.
Цонгкхапа, который получил некоторые передачи также от четвёртого Кармапы, в 1372 году пришёл из Амдо в Лхасу и основал новую буддийскую школу, «Гелугпа». Корни её были в традиции Кадампа, основанной Атишей и делающей упор в особенности на глубокое изучение и добродетельное поведение. Цонгкхапа встретил крайне благоприятные условия, поскольку Драгпа Гьялцен, правитель Пхагмодругпы в то время и его министры, в отличие от большинства правителей того времени, стремились поддерживать Дхарму в противовес сектантским стычкам и войнам. Кроме того, казалось, что новая школа предлагает желанную альтернативу многим монастырям и старым школам, вовлечённым в политику. Цонгкхапа и его ученики пользовались весомой поддержкой правителя и новой школы Гелугпа и возраставшего числа последователей.
Наконец в 1409 году Цонгкхапа основал монастырь Ганден. Двое учеников Цонгкхапы несколько лет спустя основали монастыри Сера и Дрепунг. Эти три монастыря стали крупнейшими монастырями Тибета. Их стратегически удобное положение усилило их влияние не только в религиозной, но и в политической и военной сферах. Гендун Друпа, один из учеников Цонгкхапы, основал монастырь Таши Лунпо поблизости от Шигацзе в 1447 году и стал его настоятелем. Он был утверждён посмертно в качестве первого Далай-ламы.
Правители из Рингпунга.
Когда в 1419 году Цонгкхапа умер, область У и её столица Лхаса превратились в цитадель Гелугпы. С другой стороны, область Цанг со столицей Шигацзе на Западе управлялись последователями Карма Кагью, которые подозрительно относились к стремительному взлёту новой школы Гелугпа. Обе стороны поддерживались сильными кланами и правителями.
За смертью правителя Драгпа Гьялцена в 1432 году последовала борьба за власть между правителями провинций У и Цанг, которая продолжалась более ста лет, поскольку среди его потомков невозможно было найти способного преемника.
Спустя три года после смерти короля правитель из Рингпунга по имени Дондуп Дордже захватил Шигацзе и переместил туда свою администрацию. Множество мелких местных королей поддержали его, поскольку он находился в оппозиции правителям Пхагмодрупы в Недонге.
Доньо Дордже, один из наиболее влиятельных лидеров клана Рингпунг, был активным последователем Кармапы и желал построить для него монастырь в Лхасе, но местная администрация Гелугпы не выдала разрешение. Тогда он возвёл монастырь за городом. Однажды ночью, вскоре после завершения строительства в 1479 году, монастырь был разрушен пятьюстами гелугпинскими монахами, а седьмого Кармапу Чёдрага Гьямцо едва не убили. Когда четвёртый Шамарпа, которого в возрасте 64-х лет министры выбрали верховным правителем Тибета, услышал об этих событиях, он хотел послать войска и наказать тех, кто ответственен. Кармапа, однако, не согласился и удержал его от этого.
Но Доньо Дордже сам захотел реванша и в 1480 году атаковал резиденцию Пхагмодрупы Недонг. Он сместил сторонников Гелугпы и назначил своих родственников министрами. В результате трон Недонга по-прежнему удерживал король Пхагмодрупы, но фактический административный контроль в стране находился в руках клана Рингпунг. Первое нападение на Лхасу в 1481 году было безуспешным. В 1488 году Доньо Дордже удалось захватить Гьянце, а в 1498 году, в конце концов, он захватил Лхасу.
С 1409 года и до наших дней в Лхасе ежегодно устраивалось великое празднование Мёнлам Ченмо. Поскольку по этому случаю собирались тибетцы со всех частей страны, празднование имело важное политическое значение помимо религиозного. Тот монастырь, который организовывал его, получал большое влияние. После захвата Лхасы Доньо Дордже запретил участие гелугпинских монахов Дрепунга, Серы и Гандена в праздновании. По его распоряжению организацией празднования Мёнлам Ченмо в последующие 20 лет должны были заниматься школы Кагью и Сакья.
Через несколько лет Карма Цетен Дордже, честолюбивый слуга из клана Рингпунг, прибегнув к хитрости, смог захватить власть в Шигацзе. Он получил разрешение от администрации Рингпунга собрать 300 швейных игл («кхаб» по-тибетски) у людей из окрестных мест. Он переделал письменное разрешение так, что это слово читалось как «кхраб» (тибетское слово для комплектов военного снаряжения из брони). Он использовал это и другое оружие, которое собрал, чтобы вооружить своих последователей и захватить Шигацзе. Он стал первым правителем династии Цанг и был наречён «Депа Цангпа».
Далай-ламы.
В последующие годы клан Рингпунг лишился своей силы настолько, что в 1517 году ему пришлось уйти из Лхасы. Под духовным руководством Гендуна Гьямцо, который посмертно был утверждён в качестве второго Далай-ламы, школа Гелугпа опять стала организовывать Мёнлам Ченмо. Реинкарнация Гендуна Гьямцо, Сёнам Гьямцо стал настоятелем монастыря Дрепунг и прославился своей учёностью. Однажды, когда споры между сектантами Гелугпы и Кагью опять вспыхнули в Лхасе, ему удалось восстановить мир просто благодаря своей харизме.
Несколькими годами позже он руководил церемонией кремации умершего правителя Недонга и стал к тому времени настолько знаменит, что могущественный правитель Монголии Алтан-хан пригласил его приехать с визитом. В результате этого посещения Алтан-хан установил в Монголии буддийские законы и даровал Сёнаму Гьямцо титул «Далай-лама», который был затем присвоен двум его предыдущим инкарнациям. Так Сёнам Гьямцо стал третьим Далай-ламой.
После длительных путешествий по восточному Тибету и Монголии он умер в 1588 году, на обратном пути в Тибет. Отношения между школой Гелугпа и монголами, созданные во время визита третьего Далай-ламы, стали важным фактором в тибетской истории. Было два кандидата на инкарнацию четвёртого Далай-ламы, один в Тибете, другой в Монголии. Выбрали ребёнка из Монголии, но вначале родители не разрешили перевезти его в Тибет.
С последующими Далай-ламами и другими высокими ламами неоднократно случались ситуации, когда было больше одного кандидата на реинкарнацию. Системой тулку, введённой Кармапой (поиск и подтверждение реинкарнаций высоких лам), уже часто злоупотребляли. Из золотой вазы король доставал листок бумаги с именем ребёнка, который затем назначался тулку. Эта практика, также как и подлинный способ узнавания тулку такими учителями, как Кармапа, настолько распространилась, что 3-й Далай-лама начал свою «Политическую волю», обращённую к членам правительства Лхасы, словами: «Как вы знаете, я не был найден через обычную практику вынимания моего имени из золотой вазы…»
Карма Тенсунг Уангпо.
В то время Кагью стали вновь приобретать влияние в Тибете. Карма Тенсунг Уангпо, сын Карма Цетена Дордже, был храбрым и учёным правителем и преданным последователем Кармапы. Он принял власть в Шигацзе, предварительно захватив обширные территории на юге, западе и востоке Тибета. Чиновники и монахи в Лхасе почувствовали угрозу и настояли на том, чтобы четвёртый Далай-лама был привезён в Лхасу для обеспечения равновесия. В результате 12-летнего Далай-ламу, вопреки желанию родителей, привезли в Лхасу.
Вскоре после прибытия четвёртого Далай-ламы в Лхасу, один из монахов Шамарпы сочинил утончённую поэму и преподнёс её в качестве подношения Далай-ламе. Слуги Далай Ламы не поняли поэму и выразили своё неодобрение в ответ, в результате чего монахи Кагью распространили слух, что слуги Далай-ламы ничего не смыслят в поэзии. Это, конечно, считалось смертельным оскорблением для учёной персоны и привело к значительному напряжению.
В 1605 году шестой Шамарпа Чёкьи Уангчуг посетил Лхасу и привёз белый шарф с написанной на нём молитвой, чтобы поднести его великой статуе в Джо Кханге. Опять слуги Далай Ламы неправильно истолковали эти стихи как оскорбление Далай-ламы. Незамедлительно были высланы монгольские всадники, чтобы сжечь конюшни Шамара Ринпоче. Шамар Ринпоче являлся учителем правителя Шигацзе, Карма Тенсунга Уангпо, которого настолько возмутила обида, нанесённая его учителю, что он атаковал Лхасу и вытеснил монгол. В знак своей неприязни к гелугпинцам он не стал приветствовать самого Далай-ламу на одном официальном мероприятии впоследствии.
Шамар Ринпоче и Далай-ламой вели переписку, стараясь найти способ прекратить распри. Однако их встрече, на которой могло быть достигнуто согласие, препятствовали интриги слуг обоих лам. Слуги Далай-ламы даже обыскивали посетителей на предмет наличия у них писем от Шамара Ринпоче, адресованных Далай Ламе.
Карма Пхюнцог Намгьял.
После смерти Карма Тенсунга Уангпо его сын Карма Пхюнцог Намгьял стал властвовать на территориях, завоёванных его отцом. В противоположность отцу у него было более примирительное отношение к Далай-ламе. Во время визита в Лхасу он даже просил аудиенции, которая могла оказаться прекрасной возможностью улучшения отношений с Шигацзе и с кагьюпинцами. Однако главный слуга Далай-ламы отклонил просьбу и объявил правителей Шигацзе врагами Гелугпы. Разочарованный король, который потерял престиж в результате отказа, возвратился в Шигацзе и уже никогда не смог забыть это оскорбление.
1617 год отмечен смертью в возрасте 28 лет четвёртого Далай-ламы, который был просто игрушкой в руках своих слуг. Его влиятельный главный слуга в особенности следил за тем, чтобы Далай-лама был отрезан от внешнего мира и имел небольшое влияние на события в Тибете.
Между тем в Шигацзе, столице провинции Цанг, Карма Пхюнцог Намгьял, не забывший обиду, хотел отомстить и готовил нападение на Лхасу и три главных монастыря Гелугпы. До того правитель, который был на стороне Гелугпы, послал статую Ченрези племени монголов вместе с просьбой о поддержке в его борьбе с правителями из Цанга.
Жажда мести у Карма Пхюнцог Намгьяла ещё больше возросла, когда он понял, что ему теперь будут противостоять объединённые силы монголов и центральных тибетцев. Он атаковал Лхасу и монастыри Гелугпы в 1618 году, что привело к великому кровопролитию. Говорят, что весь холм монастыря Дрепунг был усеян мёртвыми монахами Гелугпы. Множество гелугпинских монастырей были насильно обращены в монастыри Кагью, и гелугпинцы терпели всяческие притеснения. Военные лагеря отсекли Дрепунг и Серу от Лхасы. Кульминацией всего стало запрещение искать новое воплощение Далай-ламы.
Таши Лунпо, монастырь Гелугпы, основанный первым Далай-ламой, находился недалеко от Шигацзе. В том же самом, стратегически предпочтительном месте, Карма Пхюнцог Намгьял приказал построить монастырь Кагью. Он был назван Таши Зилнон — «Подчинитель Таши Лунпо».
Камни для сооружения брали с горы над Таши Лунпо, и говорят, что камни намеренно сбрасывались на монастырь и ранили и убивали монахов.
Несмотря на запрет, Сёнам Чёпел, главный слуга скончавшегося Далай-ламы отдал распоряжение о секретном поиске нового воплощения. И даже нашли особенного ребёнка, и Панчен-лама, который находился в Таши Лунпо и был учителем четвёртого Далай-ламы, и другие Ринпоче признали новое воплощение. Но это хранилось в тайне. Сёнам Чёпел попросил монголов помочь в борьбе против Карма Пхюнцог Намгьяла, и в 1619 году группа монголов прибыла в Лхасу. Они притворились паломниками и поставили свои палатки за городом. Первоначальное недоверие к пришельцам прошло, и войска стали менее бдительны. Лишь с наступлением 1620 года монголы неожиданно атаковали и захватили Лхасу.
Карма Пхюнцог Намгьял подготовил ответную атаку из Шигацзе, но второму Панчен-ламе и другим Ринпоче удалось убедить противоборствующие стороны начать переговоры. Когда Карма Пхюнцог Намгьял согласился прекратить притеснения Гелугпы, монголы ушли. Однако запрет на поиски Далай-ламы оставался в силе. Когда Карма Пхюнцог Намгьял умер, 10-й Кармапа Чёйинг Дордже руководил ритуалами по просьбе королевы. Спустя некоторое время Кармапу пригласили во дворец нового короля Карма Тенкьонга Уангпо. Он унаследовал трон в возрасте 12 лет и стал правителем Цанга по имени «Деши Цангпа». Лишь тогда Сёнам Чёпел отважился заявить, что нашёл новое воплощение Далай-ламы. Однако, пятого Далай-ламу продолжали прятать ещё долгое время.
Пятый Далай-лама и монголы.
Следуя традиции правителей Шигацзе, Карма Тенкьонг Уангпо также не относился к гелугпинцам с большим уважением. Он соединил силы с двумя королями областей Коконор и Кхам, настроенными крайне враждебно к гелугпинцам, чтобы покончить с теми раз и навсегда. Настоятели Дрепунга, Серы и Гандена послали Сёнам Чёпела в Монголию с просьбой о помощи. 28-летний правитель монголов хошот, Гушри-хан, согласился помочь. Карма Тенкьонг Уангпо связался также с Арсалангом, правителем монголов чогту, который прибыл в Тибет с 10000 солдат, чтобы разгромить гелугпинцев. Однако он был перехвачен Гушри-ханом, который убедил его изменить свои планы. Арсаланг прибыл в Лхасу, выразил своё почтение Далай-ламе и пообещал не причинять никакого вреда Гелугпе. Карма Тенкьонг Уангпо рассказал отцу Арсаланга о предательстве сына, вследствие чего отец сына казнил. Одна часть «обезглавленного» войска была разбита, другая — отступила, а третья мирно осела в Тибете. В 1638 году в Лхасе гелугпинцы прославляли Гушри-хана как своего спасителя.
Когда шпионы Гелугпы узнали, что один из королей бёнпо, упоминавшихся выше, хотел убедить короля Шигацзе атаковать гелугпинцев снова, Гушри-хан собрал свои войска, чтобы истребить их обоих раз и навсегда. Он ожидал инструкций из Лхасы, где пятый Далай-лама и Сёнам Чёпел обсуждали ситуацию. Далай-лама противился дальнейшему кровопролитию, объясняя, что Гелугпа со своим правительством занимает достаточно прочное положение и нет нужды соревноваться с другими центральными силами. Говорят, что Далай-лама просил Гушри-хана убить лишь короля бёнпо, но влияние Сёнам Чёпела было достаточно сильным, чтобы заставить Гушри-хана, в конце концов, атаковать Шигацзе.
В 1641 году Гушри-хан победил короля бёнпо и направился со своей армией в сторону Шигацзе. Пока Шигацзе и монастырь Кагью Таши Зилнон готовились к нападению, армия Гушри-хана захватывала один за другим районы Цанга. Когда, наконец, войска окружили крепость Карма Тенкьонга Уангпо, они встретили такое сильное сопротивление, что поняли, что смогут победить лишь после длительной осады. Сёнам Чёпел не ожидал такого сильного противодействия. Он начал нервничать и попросил Далай-ламу выступить посредником. Тот ответил коротким отказом, объяснив, что они сами начали войну. Он заявил, что нет другого пути, кроме доведения войны до конца, и что им придётся искать другую страну для проживания, если они проиграют.
Сопротивление осаждённых людей в Шигацзе ослабло спустя некоторое время, и Карма Тенкьонг Уангпо просил Панчен-ламу и Кармапу выступить посредниками, что в той ситуации не принесло бы результата. Десятый Кармапа Чёйинг Дордже раздал всё своё имущество беднякам, назначил Гьялцапа Ринпоче своим представителем в Цурпху и стал лагерем недалеко от Ям Дура.
Конец королевской династии Шигацзе.
В 1642 году крепость Шигацзе и монастырь Таши Зилнон пали. Тысячи людей погибли, а король со свитой были заключены под стражу. Монахи трёх гелугпинских монастырей праздновали свою победу на улицах Лхасы. Гушри-хан пригласил Далай-ламу в Шигацзе и сделал его правителем всего Тибета. Сёнам Чёпела назначили его представителем. Далай-лама объявил Лхасу столицей Тибета и назвал тибетское правительство «Гаден Пходранг» — так же, как называлась его резиденция поблизости от Дрепунга. Он издал новые законы, назначил губернаторов и министров и начал строительство Поталы. Далай-лама объявил своего учителя, Лосанга Чёкьи Гьялцена, настоятеля Таши Лунпо эманацией Амитабы и сказал, что тот — уже четвёртый из этих тулку. У того уже был титул Панчен, и с тех пор его называли Панчен Ринпоче.
В то время как Карма Тенкьонг Уангпо находился в заключении в Лхасе, его последователи атаковали новое тибетское правительство. Был захвачен город Гьянце и сожжены гелугпинские монастыри в провинции Конгпо. Однако, объединённые войска монголов и Гаден Пходранга смогли подавить восставших. Карма Тенкьонга Уангпо и двух его министров зашили в кожаные мешки и бросили в реку Шигацзе. Собственность правителя была передана Далай-ламе. Монастырь Кармапы Таши Зилнон полностью снесли, а материал использовали для ремонта других монастырей. Множество не столь больших монастырей Кармапы были насильно обращены в монастыри Гелугпы, а многих лам держали в заточении. Например, в 1643 году наряду с другими монастырями Сурманга подверглись нападению монастыри Намгьял-Це и Дуци-Тил и был посажен в тюрьму седьмой Трунгпа Тулку.
Находясь в своём лагере недалеко от Ям Дура, десятый Кармапа получил письмо от Далай-ламы, который просил от него обещания, что Кагью не будут вести войну против Гелугпы. Кармапа ответил: «Как мы могли бы осмелиться причинить вред гелугпинцам в будущем, если мы не делали этого в прошлом?», и пообещал следовать любым распоряжениям Далай-ламы, дабы доказать свою искренность в этом вопросе.
Но министры Далай-ламы неправильно истолковали ответ Кармапы и подумали, что он не отмежевался достаточно ясно от враждебности по отношению к гелугпинцам. Они послали войско для нападения на лагерь Кармапы и убили многих его последователей. Сам Кармапа с трудом избежал гибели. Он сказал своим оставшимся в живых последователям рассеяться по стране, а сам бежал с одним из своих слуг. Они шли более трёх лет по безлюдным местам, где Гуру Ринпоче и дикие животные снабжали их пищей. Наконец они достигли монастыря Таргье Ганг в Джьянге. Говорят, что наги и обезьяны, приходившие за благословением, показывали им путь.
Позже Кармапа убедил короля Джьянга не нападать на монголов в центральном Тибете, несмотря на то, что тот уже создал большую армию и пообещал сделать Кармапу правителем Тибета в случае победы. Спустя некоторое время Кармапа отправился в путешествие по Тибету, переодевшись нищим, в поисках перевоплощённого Шамара Ринпоче, который явился ему в видении. В 1673 году, когда Кармапа наконец прибыл в Лхасу, он встретился с Далай-ламой, который дал ему разрешение возвратиться в Цурпху.
С того времени Далай-ламы, а в большинстве случаев их регенты, правили Тибетом. В центральном Тибете они были единственными правителями, тогда как в других областях их позиция принималась только под давлением. Кхампы из восточного Тибета, например, не ощущали себя частью Тибета. По этой причине о «Бё» (Тибете) и «Кхаме» (Восточном Тибете) говорили как о двух разных странах. Ни один правитель не имел достаточно силы, чтобы последовательно противостоять власти центрального правительства в Лхасе. Но такие попытки не прекращались.
1. The Water-Horse and Other Years K. Dhondup, Library of Tibetan Works and Archives, Dharamsala
2. The Water-Bird and Other Years K. Dhondup, Library of Tibetan Works and Archives, Dharamsala
3.The Tibet-Guide Stephen Bachelor, Wisdom Publ., London
4. Eine kurze Geschichte der Kagyu-Linie Topga Rimpoche, Kagyu Life № 10, Munchen
5. Karmapa — The Black Hat Lama of Tibet Douglas/White, Luzac Publ., London
6. History of the 16 Karmapas of Tibet Karma Trinley, Prajna Press, Boulder
7. The Blue Annals Ubers, Roehrich, Motial Banars., New Delhi
8. Buddhist Civilization in Tibet Tulku Thondrup Rinpoche, Routledge & Kegan Paul, NY and London
9. History of Nyingma Lineage H.H. Dudjom Rinpoche, Wisdom Publications, Boston
10. Tibet Lehmann/Ullal, Geo
11. Tibet: A Political History Tsepon W.D. Shakabpa, Potala Publ., NY