Поездка к Кайласу, да и вообще в Тибет — это большой вызов привычным тенденциям в уме, а также большое благословение. Но в связи с частыми изменениями политики Китая по отношению к туристам въезжающим в Тибет, как район Кайласа и озера Маносаровар, так и вообще весь Тибет могут быть закрыты для посещения без предупреждения. К такому повороту событий надо быть готовым. Мы, в случае возможных ограничений, для каждого заезда предусмотрели в 2015 году альтернативную программу в Кхаме, Восточном Тибете, в провинции Сычуань. Альтернативные программы были успешно опробованы в 2014 году. И вот одна из них — Внутренняя кора вокруг священной горы Ченрезиг.
Даты заездов будут позже.
Весь путь коры 32 km проходит по часовой стрелке. Гора Ченрезиг (Сянь Найжи) всегда должна быть с правой стороны. Вы не заблудитесь на этом маршруте, если будете придерживаться того, что вы всегда должны ходить вокруг горы Ченрезиг (Сянь Найжи).
Тибетцы говорят о том, что во время паломничества вы всегда идете в правильном направлении, а если заблудитесь, то помолитесь богу и он укажет вам правильный путь.
От поселка Шангри-Ла до места под названием Чжагуаньбэн мы едем на автобусе. От места Чжагуаньбэн 15-минутный трек до монастыря Чунгу, где после короткого перерыва на отдых и фотографии, мы пересядем на электромобиль (стоимость проезда на электромобиле 30-50 юаней с человека, гости оплачивают на месте, если идти этот участок пешком, то путь займет 2-3 часа, рекомендуем всем брать электромобиль), монастырь Чунгу смотрим на обратном пути. Дорога на электромобиле займет 15-20 минут. Электромобиль доезжает до места под названием Ложун.
Далее маршрут первого дня коры проходит через поля Ложун — Молочное озеро — озеро Пяти цветов – перевал высотой 4850 метров Сунду Якоу – озеро Жэсунцо – лагерь кочевников. Ночевка в лагере.
Второй день коры проходит через Долину Ада, многие говорят, что этот участок идти крайне тяжело. Тибетцы верят, что если у человека есть связь с Буддой, то в горах этого ущелья паломник может разглядеть гору похожую на сковороду ада — Юго. Здесь паломники молятся о благополучном перерождении, о том чтобы не попасть в ад. Ущелье Ада протяженностью 12 км, самые глубокие обрывы в ущелье достигают 1000 метров. Тибетцы различают здесь горы похожие на Ворота ада, Дворец владыки загробного мира Янь-Вана, обрыв Дьявола, пик Перерождения, Черный водопад, различить эти горы могут люди, имеющие духовную связь с Буддой. В буддистских текстах это место описывается, как одна из восьми Долин Ада, которые душа неприменно должна пройти перед вознесением в рай. В этих местах есть поговорка: «Пройдя однажды через Долину Ада, попадаешь в рай — Ядинг». Долина Ада заканчивается Воротами Дьявола, этот перевал высотой 4700 метров обозначен большим количеством молитвенных флажков, и после него дорога все время идет вниз. Обязательно остановитесь здесь и помолитесь. Здесь паломники просят об улучшении кармы и лучших перерождениях. Следующая стоянка кочевников хорошее место для отдыха, здесь при хорошей погоде открывается вид на вершину горы Ченрезиг (Сянь Найжи). Кора заканчивается посещением монастыря Чунгу. После посещения монастыря спускайтесь в зону отдыха.
Во время паломничества Вас будут окружать три священные горы: северная вершина Ченрезиг (Сянь Найжи) означает «Бодхисаттва Сочуствия» (Авалокитешвара) (6032 метров), южный пик Джампел (Jampelyang) «Бодхисаттва Мудрости» (Манджушри) (5958 метров), восточный пик Чана Дорже (Сянодоцзи) «Бодхисаттва Энергии всех Будд» (Ваджрапани) (5958 метров).
Джозеф Фрэнсис Чарльз Рок (1884—1962) — американский ученый, географ, натуралист. Под предлогом изучения флоры и фауны, Рок путешествовал по Азии, совершая многочисленные открытия, конечно, его целью были поиски ценных месторождений. Но тем не менее в этот период многие его научные труды были опубликованы в журнале «National Geographic». Он совершил две экспедиции в район Ядинг в марте и августе 1928 года. И в 1931 году он опубликовал свои работы по Ядин, на 65 страницах с 76 уникальными снимками, 43 из которых были первыми в истории человечества цветными снимками!!! Рок описывал Ядин как «Внеземной Рай Гонкар». Работа начиналась словами: «В этом мире больше нет мест с подобными видами, это рай для исследователей и фотографов…». Статьи Рока об Ядинге вдохновили писателя Джеймса Хилтона на создание его знаменитого романа «Потерянный горизонт» о легендарной стране Шангри-Ла.
Английский писатель Джеймс Хилтон написал свой знаменитый роман «Потерянный горизонт», эта книга необычна тем, что в произведении много мистики и загадок, содержание очень необычное, но роман стал популярен вовсе не из-за истории, описанной в книге, а потому что, в книге есть описание горной долины «Голубая луна», прямо в этой долине находится одна величественная пирамида, напоминающая снежную гору, это самый красивый, самый притягательный снежный пик во всем мире… Именно поэтому Хилтон называл книгу тайны «Шангри-Ла»…
Настоящая тайна Шангри-Лы открыта, эта Снежная гора, описанная Роком и Хилтоном и есть Ченрезиг (Сяньнайчжи), и мы с Вами пройдем через признанные тибетским буддизмом ворота Шамбалы — долину «Голубая луна».
Тибетцы называют это место — «круглый год покрытые снегом священные горы» — это священный символ для народов Тибета.
В восьмом веке н. э. мастер Падмасамбхава (Гуру Ринпоче) лично освятил эти Священные горы и дал им названия: Авалокитешвара, Маньджушри и Ваджрапани, в совокупности их зовут снежные горы Саньхучжу — «Три Драгоценности». Это священное место тибетского буддизма, каждый тибетец желает проделать паломническую кору в Гонгкар. (Гонкар это тибетское название района трех священных гор).
Здесь говорят:
если сможешь обойти вокруг свещенной горы Ченрезиг, то сможешь снять свои грехи настоящего воплощения, а если сможешь обойти гору три раза, то и в будущем воплощении все твои мечты осуществятся!
Обход вокруг священной горы (кОра) показывает уважительное отношение к Всевышнему, подарившему воплощение. Это шаг на пути саморазвития и улучшения кармы. Тибетцы говорят: «Тело близко к Священной горе, уши слышат буддийские звуки, трудности жизни остаются на пути паломничества. Лицо обращено к снежной горе, тело каждый раз спускается и поднимается, шаги с каждым разом поднимают все выше и выше, колесо кармы вращается с каждым разом быстрее, глаза с каждым разом становятся острее, здесь каждый сможет получить удовлетворение и счастье в сердце».
Кора – это тибетское слово, означающее традиционный буддистский обход по часовой стрелке вокруг священного места, это не подниматься на гору, не альпинизм.
Каждая кора вокруг священной горы, по тибетскому поверью, это как завершённый полный круг жизни. В Местах Силы, как это, мы ускоряем отработку кармы, с целью улучшиться.
Не позволяется совершать восхождения на священные горы. Тибетцы считают, что надо уважать природу, жить с ней в гармонии, а не покорять ее. Тибетцы могут за всю жизнь так никогда и не увидеть море, но они не могут не сделать кору вокруг Священной горы, это их важное паломническое путешествие в жизни.
Это место признанная буддистским миром Шангри-Ла (земной рай). По описаниям из древних текстов географическое устройство Шангри-Лы имеет определенные признаки, например, должно напоминать форму лотоса. Буддистские ученые выделяют несколько подобных мест на планете, и Ядинг, а именно Три Священные горы (Ченрезиг, Янмаюн и Чана Дорчже) — одно из них!
На протяжении веков, многие тибетские семьи в течение нескольких поколений, приезжают сюда из года в год для поклонения, многие паломники путешествуют на большие расстояния, они испытывают все тяготы пути, для того чтобы добраться сюда в поисках духовного роста и улучшения кармы.
А теперь мы расскажем немного подробнее о пути коры и о тех священных местах, на которых непременно нужно остановиться во время совершения коры вокруг горы Ченрезиг (Сяньнайжи).
ДЕНЬ 1
Горная долина «Голубая Луна», описанная Роком. Мы проходим по ней от монастыря Чунгу до перевала Сундоя, и дальше долина уходит на юг. Именно эту Долину Хилтон описал как «Потерянный горизонт». Здесь находятся мистические «ворота в Шамбалу», но увидеть их дано не всем. Только достигшие высокого уровня медитации Учителя видят ее. Во время тибетского праздника Сагадава в 15-й день 4-го месяца по тибетскому календарю, из мистических ворот выделяются белые священные воды. Но осторожно, местные защитники огорчаются из-за тех, кто мусорит и останавливается в туалет в этом месте, ворота в таком случае закрываются надолго, а оскорбителей ждет наказание. По легенде, эти ворота ведут в «Рай Богов» — Шамбалу. Увидеть ворота могут только те, кто достиг уровня, с которого можно посещать эту страну. Есть история, которая произошла относительно недавно, в июне 1996 года на праздник Сагадава Живой Будда (святой лама) по имени Динчжень из монастыря Гонгаланцзе со своей свитой совершал кору вокруг горы Ченрезиг. Свита Ламы была поражена, когда в этом месте из его подмышечной впадины начали открываться те самые ворота в Шамбалу! Далее, когда открылся пик Чана Дорчже, Живой Будда Динчжень показал своим ученикам как из ледника, покрывающего пик Чана Дорчже вышла целая группа монахов. Некоторые местные ученые официально признали, что, изучая местность «Голубой Долины» неоднократно видели, как из неоткуда появлялись потоки, продолжающиеся 2-3 минуты, и воды были белые, как молоко.
Достигая места Поля Ложун, при хорошей погоде можно одновременно увидеть все три Священные горы. Это Место особенно сильное, это центр мандалы этого места. Остановитесь здесь, помедитируйте, зарядитесь энергией, которую три горы концентрируют в этом месте.
После Полей Ложун дорога становится все сложнее и сложнее и будет участок протяженностью в 400 метров с резким опасным подъемом. Держитесь права и не смотрите вниз! Посредине тяжелого подъема будет относительно ровное место, часто обозначенное молитвенными флажками. Здесь бегут ручьи, и местные паломники останавливаются, чтобы набрать священной воды. Считается, что вода этого места излечивает от депрессии и душевных расстройств!
Пройдя это место мы спускаемся к Молочному озеру. Молочное озеро (Ожун-цхо) — воды его священны, здесь нельзя мыться, купаться, мыть предметы. Священную воду можно пить. Совершите подношение, двумя руками трижды набираем полные ладони воды и отдаем воду обратно озеру, при этом хорошо читать молитву, Вы можете загадать здесь желания, посланные в пространство мыслеформы быстрее реализуются. Священные воды молочного озера излечивают от глухоты!
После Молочного озера мы поднимаемся около 30 минут (200м) к Пятицветному озеру (Даньцзен цхо). Многие отмечают, что это одно из самых красивых мест на маршруте. Подношение Священному озеру такое же, священные воды нельзя осквернять. Это озеро по своим мистическим свойствам похоже на Священное озеро Ламула-цхо в Тибете. Здесь при наличии веры и духовной связи с Всевышним, человек может увидеть свои прошлые и будущие воплощения. Остановитесь здесь ненадолго. Успокойте ум и медитируйте. Вы можете смотреть на водную гладь, и нужная информация придет к Вам.
ВНИМАНИЕ! Самая высокая точка пути коры это перевал Сундоякоу, высотой 4681 метр. Каждый из нас должен быть здесь не позднее 16-00. Если Вы опаздываете, то нужно спешить, иначе велик риск не добраться к месту ночевки до темноты. На вершине перевала, отмеченной большим количеством молитвенных флажков, мы останавливаемся, чтобы немного передохнуть. Здесь есть развилка. ВНИМАНИЕ! Мы продолжаем идти направо, все время идем вокруг горы Ченрезиг (Сяньнайчжи).
ВНИМАНИЕ! Спуск с перевала часто встречает паломников опасным беспросветным туманом. Если Вы попали в туман, остановитесь! Лучше собраться всем вместе и ждать, пока туман рассеется. Читайте молитвы. Здесь начинаются мистические участки коры, связанные с адом и преисподней. Местные проводники говорят, что много людей было потеряно в этом тумане.
Если во время коры пойдет дождь — это больше благословение, снимите шапку и пусть вода омочит голову. Если увидите радугу, знайте, Боги приветствуют Вас!
Во время спуска, когда издали Вы увидите небольшое озеро слева, знайте, впереди Вас ждет опасный участок с обрывом слева, длина участка около 50 метров. Медленно на спуске, здесь бывает скользко! Держитесь правой стороны.
Во время трека отдыхать нужно только стоя. Не садитесь на землю. Если присели, вставать нужно очень медленно!
К месту ночевки большинство паломников спускается к 17-00.
ДЕНЬ 2
Старт в 08-00, в месту окончания коры — монастырю Чунгу — придем примерно в 14-15 часов после полудня.
Второй день коры ведет нас через целый ряд мест, символизирующих ад. Здесь находится Долина Ада, многие говорят, что этот участок идти крайне тяжело. Тибетцы верят, что если у человека есть связь с Буддой, то в горах этого ущелья паломник может разглядеть гору похожую на сковороду ада — Юго. Здесь паломники молятся о благополучном перерождении, о том чтобы не попасть в ад. Ущелье Ада протяженностью 12 км, самые глубокие обрывы в ущелье достигают 1000 метров. Тибетцы различают здесь горы похожие на Ворота ада, Дворец владыки загробного мира Янь-Вана, обрыв Дьявола, пик Перерождения, Черный водопад, различить эти горы могут люди, имеющие духовную связь с Буддой. В буддистских текстах это место описывается, как одна из восьми Долин Ада, которые душа непременно должна пройти перед вознесением в рай. В этих местах есть поговорка: «Пройдя однажды через Долину Ада, попадаешь в рай — Ядинг».
В Долине Ада если повернуться к горе Ченрезиг (Сяньнайжи), то можно увидеть две годы справа и слева от Ченрезиг, это Зеленая тара и Белая тара. Ченрезиг — гора Авалокитешвары бодхисатвы сострадания, тары — воплощения Авалокитешвары. Они служат здесь, чтобы молиться за скорейший выход из Ада тех, кто испытывается там. Проходя этот участок нужно молиться за преодоление трудностей, у кого сложный период в жизни, и за скорейшую отработку кармы и улучшение дальнейшей судьбы.
Заканчивая кору во второй день, Вы будете проходить мимо последнего озера. Жемчужное озеро — третье священное озеро на пути коры. Его вода лечит болезни глаз и открывает ясновидение — третий глаз. Совершите подношение священной водой. И если хотите развить в себе способности ясного видения, помолитесь об этом, а после молитвы водой омойте место третьего глаза.
«Три Драгоценности», Три Священные горы Ченрезиг, Янмаюн и Чана Дорчже 1300 лет назад получили свои названия от самогом Гуру Римпоче — мастера Падмасамбхава, который был здесь. Еще 800 лет назад эти горы были отмечены Первым Кармапой Дюсум Кьенпа как важнейшее место поклонения!
Смысл Внутренней коры вокруг горы Ченрезиг по тибетской буддистской традиции:
Внутренняя кора вокруг горы Ченрезиг осуществляет все мечты паломника на эту и следующую жизнь!
Помогает человеку выйти из полосы трудностей, скорее отработать накопившуюся карму и начать новый позитивный этап в жизни.
Тот, кто совершил кору полностью и прошел через Долину Ада, после этого воплощения точно не попадет в Ад.
Одна внутренняя кора вокруг горы Ченрезиг приравнивается к 100 миллионам прочтений мантры Авалокитешвары «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ»! (те, кто совершает основополагающие буддистские упражнения знают, что прежде чем учитель будет давать практики медитаций, нужно совершить 111 111 простираний и 111 111 прочтений мантры. Таким образом, кора вокруг горы Ченрезиг способствует скорейшей подготовке ученика к практике медитаций).
Эта местность — редкое Место Силы — совершенная Мандала, признанная самим Падмасамбхавой, который стоял у истоков тибетского Буддизма, а также Великим Кармапой (духовным лидером школы Кагью).